Как правильно подобрать масло к компрессору
Вопрос подбора масла к компрессорному оборудованию это вопрос требований к маслам вообще, поскольку применение надлежащих сортов смазочных материалов, своевременная смена масел обеспечивают надежную, безаварийную работу компрессора, генератора, газонокосилки и любой другой техники, требующей периодического замены масла, в большей степени, чем любой другой фактор. Особое внимание к компрессорным маслам: применение в компрессоре некачественного масла или эксплуатация масла сверх установленного периода несут риск нестабильной работы компрессора. При разложении масла на составляющие, легкие фракции испаряются и удаляются из компрессора вместе со сжатым воздухом, а тяжелые окисляются и образуют нагар на поршнях и поршневых кольцах, вызывая их пригорание.
Общие требования к смазочным маслам для компрессоров следующие:
• Создание устойчивой пленки масла на трущихся поверхностях для уменьшения износа втулок цилиндра, поршневых колец, подшипников и т.д.
• Создание герметичности между поршневыми кольцами и втулкой цилиндра, а так же в ручьях поршневых колец для предотвращения утечки воздуха.
• Обеспечение возможности регенерации после эксплуатации;
• Хорошая подвижность масла в маслопроводах при нормальных эксплуатационных условиях;
• Длительный срок хранения и службы в условиях эксплуатации.
Основными показателями качества смазочных масел являются вязкость, кислотность, содержание водорастворимых кислот и щелочей, окисляемость, содержание воды и механических примесей, температура вспышки.
Вязкость масла определяет его смазочную способность; от вязкости зависит не только сохранность трущихся поверхностей и величина потерь на трении, но и производительность компрессора.
Содержание в масле воды и механических примесей недопустимо, так как вода ухудшает смазывающие свойства масел, вызывая окисление металлических поверхностей, а механические примеси способствуют износу трущихся деталей. Присутствие в масле воды и механических примесей способствует загрязнению маслопроводов циркуляционных систем, а так же нагарообразованию.
Температура вспышки масла в известной степени характеризует степень огнеопасности масла и его испаряемость, т.е. его фракционный состав (наличие низкокипящих компонентов). Наличие в масле легко испаряющихся частей резко ухудшает его смазывающую способность и вызывает нагарообразование. При рабочих температурах цилиндра испарение части масла приведет к уменьшению толщины смазывающего слоя и его сгущению, что увеличит трение.
Температура вспышки масла для компрессоров низкого давления не должна быть ниже 200 С.
Зольность - это несгораемый остаток веществ, косвенно указывающий на количество моющих компонентов в масле. Предельно допустимый показатель зольности масел - 0,06 %. В России, чаще всего, высококачественные масла с низким уровнем зольности либо импортируются, либо изготавливаются из импортных сортов нефти. В отличие от российской нефти, они содержат незначительные примеси серы.
Не следует забывать, что для заправки компрессора рекомендуется использовать, не смешивая, компрессорные масла вязкостью 100 мм2/с при 40 ºC. А после первых 100 ч работы и далее через каждые 500 ч работы производить замену компрессорного масла. Кроме того для стабильной работы компрессора и сохранения масел в хорошем состоянии необходимо:
• При эксплуатации и хранении масел следить за тем, чтобы не смешивались различные сорта масел;
• Своевременно производить замену масла в картере компрессора, не допускать загрязнения масла и потери им требуемых качеств;
• Соблюдать нормы смазывания, установленные заводом изготовителем или во время испытания компрессоров;
• Заливку масла в расходные баки и смазочные насосы производить только через фильтры;
• Смазывание цилиндров компрессоров производить только свежим маслом, фильтрованные отработанные масла для этой цели не применять.
Все эти факторы необходимо учитывать при выборе масел для применения их в компрессорном оборудовании.